Индийский кинжал – Катар – Клинок Бога смерти

Форма клинка имеет форму высокого треугольника, длина которого варьируется от десяти сантиметров до одного метра.

Одним из самых необычных и интересных видов оружия является традиционный индийский кинжал катар (кутар, котах, котаха, кутах, кутар). Название этого оружия предположительно происходит от индоиранского корня «кат» – резать или колоть.

Второе название катара – джамадхар, что в переводе обозначает «Клинок Бога смерти» или «Язык Бога смерти».

Такое оружие встречалось также в Китае, Индонезии, ряде других стран с глубокой древности, но наибольшее признание получило именно в Индии в XVI-XVIII веках. Катар особенно почитался раджпутами – представителями привилегированного военно-феодального сословия, выходцами из касты кшатриев.

Форма клинка имеет форму высокого треугольника, длина которого варьируется от десяти сантиметров до одного метра.

Рис.1 Форма клинка имеет форму высокого треугольника
1. Длина общая (А) -44 см. Длина лезвия от вершины треугольника (В) – 22,7 см. Длина «усов» по крайним точкам (С) – 21 см. Ширина хвата по наружным «усам» (D) – 8 см. Ширина лезвия в самой широкой части (Е) – 5,7 см.
2. А – 47 см. В – 22,5 см. С – 26 см. О – 9,4 см Е – 7,2 см.
3. А – 43 см. В – 22,5 см. С -21,5 см. D – 9,6 см. Е- 4,6 см.
4. А – 22 см. В – 11,5 см. С – 11,5 см. D – 7,2 см. Е – 5,5 см.
5. А – 44,2 см. В – 25,5 см. С – 21 см. D – 8 см. Е – 4,5 см.
Фотографии и размеры катаров из частной коллекции Е.В. Гредунова.

 

Форма клинка имеет форму высокого треугольника, длина которого варьируется от десяти сантиметров до одного метра (рис. 1), с обоюдоострым ромбовидным острием. Иногда клинок даже раздваивался (рис. 2), но при этом кончик его оставался неизменным – всегда заточенным в виде ромба. Такое острие служило для нанесения трудно-заживляемых ран, приводящих к обескровливанию и ослаблению противника.

Катар с двойным клинком.

Рис.2 Катар с двойным клинком.

Усиленное острие весьма характерно для многих видов кинжалов Индии. Катар часто называли «пробивным кинжалом», так как он был способен пробивать кольчужный доспех, реализовывая, таким образом, принцип «чатха» – лишение жизни одним ударом.

Основной отличительной чертой катара является рукоять в виде соединенных букв «Н» и « М» (рис. 3).

Разные виды рукоятей


рис. 3
pic2.1
pic2.2
рис. 4
pic2.3
рис. 5
pic2.4
Разные виды рукоятей

Она состоит из двух параллельных внешних стержней, обхватывающих запястье и соединенных двумя поперечинами, находящимися под прямым углом к клинку (рис. 4).

Верхняя поперечина служит основанием клинка, а нижняя – рукоятью. Она упирается в основание ладони, позволяя практически безболезненно и надежно амортизировать отдачу за счет ограничения подвижности запястного сустава и направления передачи нагрузки. Длинные параллельные пластины рукояти катара надежно защищают предплечье руки от рубящих ударов. Для более основательной защиты кисти на клинках, которые производились в южной части Индии, приваривали фигурный, выпуклый защитный щиток (бара джамдэда).

Упорная поперечина имела в средней части утолщение овальной формы, но могла также состоять и из нескольких металлических пластин, расположенных параллельно (рис. 5). Катар удерживался не силой сжатия пальцев, как в случае оружия с традиционной рукоятью: пальцы запирают упорную поперечину в кулаке, образуя жесткую механическую конструкцию. Надежность удержания катара не уменьшалась, даже если рука и рукоять становились влажными.

Известно, что перед боем катар иногда привязывали к руке. Такое крепление служило не только символом боя до смерти или победы, но и предохраняло от утраты оружия в затяжном бою: надежность удерживания катара, при-вязанного к руке, практически не зависит от степени усталости воина.

Еще одной отличительной чертой катара является то, что клинок и рукоять выполнены в виде моноблока. Это способствовало устойчивости кинжала при столкновении с более тяжелым оружием. Первые образцы катаров были цельнолитыми, а в дальнейшем кузнецы использовали метод склепывания. Нередко встречаются катары, изготовленные из булата или дамаска с узорчатым, богато украшенным лезвием.

Катар является оружием ближнего боя, в котором можно быстро нанести короткий тычковый удар. Но встречались и образцы длиной до одного метра с прямым или слабо изогнутым, лезвием. И хотя в этом случае увеличивались его режущие свойства, способность к колющему удару значительно уменьшалась. При рубящих и секущих ударах катар с его нестандартной рукоятью при длинном лезвии был неудобен и проигрывал традиционной индийской сабле – талвару. Это объясняется малой подвижностью запястного сустава и положением кулака по отношению к запястью. Работа длинным клинком катаром напоминала работу пилой – удар с оттягом на себя за счет работы локтевого и плечевого суставов.

По гравюрам XVII-XVIII веков можно отследить, что катар носили в плоских ножнах, заткнутым за пояс как с левой, так и с правой стороны (рис. б-8).

Ношение катара за поясом

Ношение катара в ножнах за поясомНошение катара за поясомСпособы ношения катара.

То есть им можно было работать как правой рукой, так и левой. В левой руке он служил вспомогательным оружием: им парировали удары противника.

Возможно, было также применение катара как основного оружия в паре со щитом или с другим катаром.

Техника работы двумя катарами встречается редко и требует немалого мастерства из-за особенности нестандартной рукояти.

Одной из самых интересных разновидностей катара является «джамадхар селикани» с раскрывающимися наподобие цветка лезвиями. Раскрытие происходит при сжатии в кулак двух параллельных перемычек. Существуют катары с тремя, четырьмя и даже пятью лезвиями, в сложенном состоянии выглядевшими как единое целое (рис. 9), пока не задействован рычаг открытия (рис. 10). Такой клинок мог раскрываться непосредственно после проникновения в тело противника, что наносило широкие внутренние раны и способствовало нанесению сильных увечий. Либо они раскрывались в момент нанесения удара для поражения большей площади тела.

Раскрывающийся катар с несколькими лезвиями в сложенном состоянии

Раскрывающийся катар с несколькими лезвиями в раскрытом состоянииpic10.1
Раскрывающийся катар с несколькими лезвиями в разных состояниях

Встречаются также клинки полые внутри. Лезвие большого служило одновременно ножнами для второго, меньшего по размеру.

Катар с пистолетами

Катар с пистолетами

Катары, как и другие виды оружия в Индии, служили не только как орудия убийства, но и показывали статус владельца – выполненный золотом или серебром декор могли позволить себе только раджи и богатые воины. Степень отделки ограничивалась лишь ценой изделия и фантазией мастера, а значит, была практически безгранична.

Рукояти катаров делались в виде животных, в основном тигров и слонов, по лезвию пускались сложные гравировки, в некоторых катарах делались тайнички с помещенными внутрь миниатюрами из жизни или охоты. Одной из широко распространенных техник отделки была таушировка — в теле клинка прорезался рисунок или орнамент, куда вкладывалась золотая или серебряная проволока, затем поверхность нагревали, и после того, как расплавившаяся проволока занимала весь объем рисунка, полировали.

Отделка катара - таушировка

Отделка катара – таушировка

Изображения катара встречаются на документах раджпутов. Два перекрещенных катара были на эмблеме 3-го батальона 31-го полка Бенгальской туземной пехоты. Этот элемент он получил после битвы при Куддалоре в 1781 г., в которой батальон сошелся в рукопашном бою с войсками Хайдара Али. Позже эмблема была принята в качестве знака всего Раджпутского полка.

Катар изображен на серебряной рупии 1906 г. и на пайзе (мелкая монета) княжества Бунди.

В княжестве Алвар в 1877-1901 годах выпускались оригинальные марки с изображением катара и надписями на хинди. Всего были выпущены четыре марки.
Княжество Мевар в период борьбы за независимость Индии в 1948 году также поместило на своем флаге изображение катара.

pic12

СПРАВКА
Раджпуты – особая общность в сложнейшей системе индийского кастового общества, – переселившиеся в Северную Индию и укрепившиеся там к VII веку в провинции Раджастхан, сумели стать подлинными наследниками древнеиндийских кшатриев не только в искусстве государственного управления, но и во всех аспектах военного дела. И все благодаря тому, что вожди раджпутских племен проявили редкую мудрость и дальновидность, приняв идеологию и ценности индуизма и решив мирно «встроиться» в индийское общество в тесном сотрудничестве с брахманами – высшей индийской кастой религиозных учителей и духовных авторитетов. Вместе с «благословлением» брахманов заниматься трудным искусством войны раджпуты восприняли от них также кшатрийскую воинскую идеологию, в полной мере сформулированную к тому времени в четырех великих произведениях древнеиндийской литературы : «Артхашастре», «Законах ману», «Махабхарате» и «Рамаяне».

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *